Статья
Как очищают сточные воды Петербурга
Экскурсия на Юго-Западные очистные сооружения
Петербургского Водоканала
Зеленый Драйвер в лице Анастасии Гусаковой и Полины Кособоковой побывал на Юго-Западных очистных сооружениях Петербургского Водоканала. Здесь происходит очистка канализационных и ливневых вод до состояния пригодного для выпуска в Финский залив.
Прежде всего, хотим отметить важную особенность городской системы. Канализационные стоки, ливневые воды и талый снег с плавильных станций, все попадает в один коллектор, вместе со всем мусором и посторонними предметами. Разделение на отдельные трубопроводы, к сожалению, невозможно, так как потребует перекладки всех городских коммуникаций.
Всего в Санкт-Петербурге несколько станций водоочистки, каждая отвечает за свою городскую территорию.
Первая степень очистки — крупная решетка. Задерживает крупный мусор размером свыше 10 см. Вторая степень очистки — решетки, работающие по принципу действия эскалатора. Они захватывают более мелкий мусор — прокладки, тампоны, влажные салфетки, корки от цитрусовых, окурки и прочее. Запах в районе этих решеток соответствующий.

Главная проблема всех очистных сооружений (и не только российских) — это влажные салфетки. Они не разлагаются в воде, наматываются на решетки и часто выводят оборудование из строя.

В последнее время в продаже появилась биоразлагаемая влажная туалетная бумага. Как нам пояснили в Водоканале, бросать ее в унитаз тоже не рекомендуется — за то время, пока она доходит от туалета до очистных сооружений (стандартно это 2 часа), она не успевает раствориться и также блокирует решетки.
Окурков от сигарет на очистные сооружения также поступает огромное количество.

Дальнейшие стадии включают очистку от песка, жира, мелкого мусора, фосфора, азота и прочих вредных соединений. В очистке участвует также активный ил — бактерии, микроорганизмы, питающиеся как раз тем, от чего необходимо очистить воду. На очищенной воде в этих больших танкерах уже можно увидеть уточек. Видимо, чистота воды их уже устраивает, да и температура воды позволяет согреться в мороз.
На выходе воду обеззараживают УФ-облучением. Проверка очищенной воды проводится и лабораторными методами и биологическими. Биологические — самые наглядные и популярные у посетителей ЮЗОС — это живые раки и рыбки. Их с удовольствием фотографируют и рассматривают, стоящий рядом прибор для отбора проб пользуется куда меньшей популярностью. Но у живых "датчиков" есть и еще одно преимущество — скорость реагирования на изменения состава воды: если приборам требуется 1-2 часа, то состояние раков и рыб изменяется моментально. Благодаря этому сотрудники Водоканала могут более оперативно принимать меры.

Очищенные воды выпускают в Финский залив достаточно далеко от берега. Раз в полгода проверку в районе сброса осуществляют водолазы. Цвет сбрасываемой воды рыжеватый, норматива на цветность у Водоканала нет. Нам пояснили, что это из-за соединений железа, изначально присутствующих в невской воде и трубопроводах.

Что происходит с тем, что задержали решетки и фильтры очистных сооружений? Песок из песколовок отправляется на отсыпку технических сооружений, органическая составляющая — с аппетитом поедается микроорганизмами в процессе биоочистки, вместе с соединениями азота и фосфора. Остальное — сжигается. Хорошо это или плохо? Сложный вопрос.

Ежедневный объем таких отходов только с одной очистной станции — около 40 грузовиков. Сжигание же позволяет уменьшить объем в 10 раз и получать 4 грузовика в день.

Золу сейчас захоранивают на полигоне. Но, так как зола при добавлении воды превращается практически в камень, ее можно использовать при строительстве дорог, в разы увеличив их износостойкость. По утверждению сотрудников Водоканала, лабораторные испытания показывают безвредность этой золы, так как при температуре 800°С происходит полное сгорание вредных веществ. Но строительные компании, отвечающие за автодороги, не заинтересовались этой добавкой.
Выводы
  1. Ничего не смывать в унитаз кроме того, что для этого предназначено.
2. Активный ил, который занимается биоочисткой, нужно подкармливать органикой, поэтому измельчители пищевых отходов Петербургским Водоканалом приветствуются.

3. Нужно искать способы использовать золу, которая образуется после сжигания мусора золу.
А если Вы хотите увидеть все своими глазами — можно собрать группу от 12 человек и обратиться в Водоканал.

Экскурсия крайне полезная, Зеленый Драйвер одобряет!

Это платно, но оно того стоит.
Авторы:
Анастасия Гусакова
Экоконсультант, экоблогер, экоаудитор
Полина Кособокова
Экоконсультант, Экоблогер
координатор проектов движения "РазДельный Сбор"
основатель проекта "Неваляшка Шэринг"
Понравилось? Поделись!
Репост в социальных сетях
Рекомендовано к прочтению
Показать ещё