БЛОГ
    СТАНЬ ЧАСТЬЮ ЭКОСООБЩЕСТВА
    Собираем экологистов России и стран СНГ для обмена опытом экожизни, вдохновения и совместной деятельности по созданию экопроектов
    Тест экологиста – подсчет экологистов
    Региональные чаты
    экологистов (более 40 регионов)

    ЭкоНетворкинги – профессиональные мероприятия для знакомства, общения, обучения и профессионального взаимодействия.
    МЫ НА СВЯЗИ
    Остались вопросы?
    Напишите нам, мы с вами свяжемся!
    Новости

    Экотренды 2024

    1. Эпоха турбулентности не закончится, мы продолжим жить в VUCA-мире, где есть Volatility — изменчивость, Uncertainty — неопределенность, Complexity — сложность, Ambiguity — неоднозначность.

    2. В мире официально начинается сокращение потребления и производства ископаемого топлива “справедливым, упорядоченным и равноправным образом” для достижения углеродной нейтральности к 2050 году.

    Такую мягкую формулировку приняли почти 200 стран-участниц конференции ООН по климату (COP28) в Дубае. Полный отказ от ископаемого топлива, как это требовало гражданское общество и некоторые страны, в итоговом соглашении не был принят.

    3. Будет развиваться финансирование зеленых проектов. Рынок экотоваров и экоуслуг продолжит расти, как и сфера экопредпринимательства в целом.

    Например, уже с 1 сентября 2023 в России нельзя использовать для упаковки продуктов без органик-сертификации слова “эко”, био, "биодинамический", "биологический", "экологический", "экологически чистый", "зеленый" или сходные по значению слова либо их сокращения

    Растет число российских экосертификаций и профильных объединений.
    • Появился Союз производителей органической, натуральной и экокосметики в России - 12 первых участников. Оператор экомаркировки ONE PROOF
    • Заработал «Клевер» – российский стандарт экологической сертификации недвижимости, который занимается оценкой экологичности, энергоэффективности, удобства и качества зданий и официальным подтверждением экостроительства.
    • Начал работу Совет по профилактике гринвошинга

    4. Бизнес продолжит работать над снижением негативного воздействия на окружающую среду. Будут введены более строгие требования по экологической безопасности. Люди будут требовать большей прозрачности - открытости в вопросах экологического влияния бизнеса.

    Российская ESG-вселенная живёт и развивается. По итоговому ESG-рэнкингу 2023 года от агентства RAEX на 1-м месте Сбер, на 2-м Фосагро, на 3-м Полюс. В рэнкинге появляются новые участники: "Якутская топливно-энергетическая компания" (ЯТЭК), разработчики решений в области кибербезопасности Positive Technologies, "Киви Банк” и др. Подробнее

    В 2024 году в целом усилится роль бизнеса как основной движущей силы в развитии ESG-повестки.
    Самые активные в ESG-развитии – ритейл, e-commerce, экосистемные IT-компании, телеком и финтех и экобизнес. Начинают проявлять интерес FMCG-бренды, фармацевтические компании, малый и средний бизнес.
    Потребители ждут от брендов изменения собственного поведения и стимулирования изменений в обществе.

    Увеличится количество экоинициатив бизнеса.
    В том числе потому, что экопроекты лучше запоминаются аудитории.
    Основными задачами бизнеса будут следующие:

    1. Решение актуальной внешней экологической проблемы
    2. Изменение поведения населения в сторону более ответственных привычек
    3. Развитие местных сообществ или территории в регионе присутствия
    4. Больше внимания локальной поддержке, импортозамещению и устойчивым цепочкам поставок
    5. Приоритет долгосрочного планирования, избегание одноразовых экоакций
    6. Больше внимания кризисным аспектам устойчивости, чтобы поддержать аудиторию
    7. Внедрение социальных триггеров и вознаграждений, геймификация и системы лояльности, работа с комьюнити

    Подробнее - в исследовании «Барометр устойчивой трансформации бизнеса», декабрь 2023 от ECR Sustainability, E+Change, «Ipsos в России» и Kept

    Однако и рост числа социально-экологических конфликтов в России сохранится.
    Некоторые болевые точки:

    - Законопроект о сплошных рубках леса на Байкале;
    - Обмеление Волги, Дона и их бассейнов из-за “неумного” регулирования водосброса, которое нарушает экосистему и затрагивает более 80 млн человек;
    - Приморский универсально-перегрузочный комплекс в г. Приморск Ленинградской области для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров и др.;
    - Автомагистраль в нацпарке «Лосиный остров» в Москве;
    - Гигантский медный карьер на Урале у поселка Баранчинский.

    Усилится госрегулирование в экосфере
    Например, с 1 марта 2024 года в РФ вступит в силу закон, устанавливающий штрафы до 500 тыс. рублей для предприятий с вредными производствами, если они не приняли меры по предотвращению загрязнения окружающей среды.

    Еще больше вырастет запрос общества к бизнесу на прозрачность и экспертизу
    В эпоху тотального недоверия основное решение для ответа на этот запрос – политика открытых данных, быть более прозрачными, нефинансовая отчетность;
    Важно сотрудничество с внешними ESG/экоэкспертами, НКО, государством, коллегами и игроками рынка;

    Запрос на прозрачность влияет на рост спроса на экоспециалистов и ESG/экоэкспертов с профильным опытом.
    Например, в Рейтинге лучших работодателей России, оцененных Forbes по основным элементам ESG-повестки целых 125 компаний

    Еще один инструмент прозрачности - ESG/экопремии. В 2023 году уже более 30 федеральных зеленых премий и конкурсов, на которых подаются тысячи заявок. И этот рост продолжится.

    5. Еще более активное использование нейросетей и ИИ.

    Это откроет больше возможностей для масштабирования и эффективности. Уже сейчас ИИ используется в сфере сбора и сортировки отходов, энергосбережении, сельском хозяйстве и др. Хотя важно использовать ИИ осознанно, помним о больших затратах электроэнергии и воды.

    Правительство РФ также продолжит цифровую трансформацию отрасли экологии и природопользования
    Единое цифровое пространство будет сформировано путем интеграции десяти ведомственных информационных систем на базе платформы «ГосТех». Сервисы позволят расширить контроль за водными и лесными ресурсами, состоянием недр и работой в области обращения с отходами.

    6. Развитие циклической экономики, создание в России эффективной системы обращения с отходами производства и потребления

    Ждем данные 2023. А пока напомним, что по итогам 2022 года по данным ППК РЭО: 50% ТКО (твердых коммунальных отходов) направлены на обработку, 11,9% — на утилизацию (переработку). Доля обработки выросла на 6,9% по сравнению с 2021 годом. Цель “мусорной реформы”: к 2030 году объемы захоронения ТКО сократить до 50% к 2030 году, а также повысить сортировку ТКО до 100%.

    При этом для инфраструктуры вывоза отходов на 2024 год в России еще не хватает 600 тысяч контейнерных площадок и 3 тысячи мусоровозов.

    В рамках федерального проекта «Чистая страна» до конца 2024 года в регионах России будет убрана 191 несанкционированная свалка.

    Появился Добровольный отраслевой стандарт устойчивой упаковки от Ассоциации ECR Sustainability
    Это инструмент самостоятельной оценки по разработанным критериям. 46 компаний участвовали в разработке Стандарта. +26 компаний-экспертов публично поддержали этот стандарт.

    7. 6-е массовое вымирание животных продолжится

    Международный союз охраны природы по итогам 2023 года внес в свой список исчезающих видоы сразу более 2 000 новых видов животных.
    Природоохранный статус получили русская выхухоль, оказавшаяся на грани полного исчезновения, дрофа (из уязвимых видов ее переквалифицировали в исчезающие) и семга (близка к уязвимому положению). Популяция cемги на планете за 15 лет сократилась на четверть.
    Всего в списке исчезающих более 44 000 видов, а условия жизни еще почти 7 000 видов ухудшаются.

    Хотя есть и хорошие новости.
    Ди Каприо поздравил Казахстан с восстановлением популяции сайгаков.
    За 18 лет популяция рекордно возросла, в 2005 году насчитывалось всего 48 тыс. особей, в 2023 — 1,9 млн.

    8. Продолжится развитие экологической культуры и осознанного практичного потребления жителей России, в том числе построение системы экопросвещения и образования

    Растет роль фактора трех Э при покупках: Экологично, Экономично, Эффективно.
    При этом покупателям важна и простота пользовательского пути и скорость доставки, а также энергоэффективность продукта и срок его службы, вторичные и перерабатываемые материалы.

    Бизнесу необходимо транслировать ESG-повестку в более доступном и понятном для аудитории виде:
    - фокус на борьбе с неинформированностью населения;
    - использование эффективных каналов коммуникаций и инструментов;
    - акцент на доступности стоимости и ассортимента, на персональных экономических выгодах.

    По итогам 2023 года от 40 до 60% опрошенных респондентов обращают внимание на то, насколько экологичны товары и придерживаются ли бренды принципов Устойчивого развития. Больше всего это касается продуктов питания, косметики и бытовой химии, что неудивительно, потому что именно эти товары больше всего влияют на здоровье потребителей.

    Почти ⅔ людей согласны с тем, что им нужны бренды, которые «соответствуют» их личным ценностям. 80% опрошенных во всем мире говорят, что они «стараются» покупать у компаний, которые поддерживают важные для них дела. Мы знаем, что потребители не всегда делают то, что говорят. Но все равно сила голосования кошельком продолжит расти.

    В 2024 году мы увидим еще один сдвиг в сторону устойчивых инноваций, инклюзивного общения и стратегического пиара для укрепления доверия. Потребители все чаще ищут компании, которые вносят вклад в экологические и социальные решения. Баланс между прибылью, планетой и людьми не обязательно должен быть компромиссом, а может стать действенной бизнес-стратегией.

    Подробнее в Трендах маркетинга 2024

    7880 человек из России, Казахстана и других стран приняли участие в исследовании и прошли Тест экологиста "Зелёного Драйвера", проверив свой уровень экопривычек. Присоединяйтесь!

    Будут и дальше расти рынки аренды, шеринга, ремонта и реставрации, а также рынка б/у.
    В 2023 году 85% людей покупали или продали б/у вещи, электронику или аксессуары. При этом 27% из них сделали это впервые за 12 месяцев. А 41 % потребителей вообще рассматривают покупки секонд-хенда как символ статуса.
    По данным отчета OfferUp и GlobalData

    Думаем глобально, действуем локально!